Маркировка - это комплекс сведений, сопровождающий товар и предоставляющий потребителям информацию, которую нельзя получить, просто осмотрев товар.
Маркировка включает в себя текст, отдельные графические, цветовые символы, условные обозначения и их комбинации.
Цель маркировки — помочь потребителям принять информированное решение о покупке в точке продаж. Маркировка обеспечивает право потребителя на осознанный выбор приобретаемого товара.
При маркировании продукции изготовитель должен соблюдать требования нормативно-правовых и нормативных документов, направленные на обязательность доведения до приобретателя полной и достоверной информации о продукции.
Информация, которую изготовитель предоставляет потребителю, наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), ярлык (бирку) или этикетку.
Информация о товаре является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая право потребителя на информацию о продуктах питания:
- Закон РФ «О защите прав потребителей»
- Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
- Закон РФ «О рекламе»
- Технические регламенты на отдельные виды пищевых продуктов (молочная продукция, масложировая продукция, соковая продукция).
- Правила продажи отдельных видов товаров
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 “Информация для потребителя. Продукты пищевые. Общие требования”
- ГОСТ Р 53598-2009 «Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию», который вводится с 1 января 2011 года.
В условиях насыщения рынка продукцией, расширения и углубления ассортимента информация о наименовании товара позволяет потребителю сделать правильный и осознанный выбор.
Однако, технические регламенты недостаточно регулируют нанесение данной информации на упаковку, этикетку, любой другой носитель информации о товаре.
Так, например, Федеральный закон от 12.06.2008г №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» допускает написание частей наименований молока или молочной продукции на передней стороне упаковок такой продукции при условии нанесения полных наименований такой продукции на тех же единицах потребительской тары. При этом Законодатель не конкретизирует, какая часть наименования может быть размещена на передней стороне тары.
Это приводит к тому, что на передней стороне упаковки размещается лишь видовое наименование, а полное наименование наносится в любом другом месте упаковки.
Например, йогурт молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус персик-абрикос. (см. рис. 1)
Рис.1.
Однако, при таком дизайнерском решении нанесения информации на упаковку (см. рис. 2) потребитель может быть введен в заблуждение относительно свойств и состава продукта: мороженое с растительным жиром может быть приобретено как продукт, не содержащий растительный жир.
Рис. 2.
Попытка регулирования данного положения наблюдается в ГОСТ Р 53598-2009 «Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию», который вводится с 1 января 2011 года. Остается лишь сожалеть, что он носит рекомендательный характер.
Согласно вышеуказанному ГОСТ: на основной и дополнительной дисплейных полосах должен находиться текст наименования пищевого продукта с указанием массы нетто или объема продукта (см. рис. 3, 4)
Рис. 3 Рис. 4
Размещение информации о наименовании в соответствии с ГОСТ Р 53598-2009 в полной мере обеспечивает потребителю осознанный выбор пищевого продукта.
Следующий пример (рис. 5) иллюстрирует, как оформление передней стороны этикетки может ввести потребителя в заблуждение. Майонезный соус «Сметанный с грибами для мясных блюд» был приобретен покупателем как сметанный только по тому, что при беглом взгляде на упаковку в глаза бросается надпись «Сметанный» на светлом фоне, слова же «Майонезный соус» темным шрифтом на темном фоне, отделенные от части наименования темной полосой остаются без внимания.
Рис. 5.
Согласно ГОСТ Р 53598-2009 не допускается перегружать обязательные надписи художественным оформлением или текстом, который не требуется по нормативам. Такое требование к размещению информации также позволит потребителю выбрать необходимый для него продукт.
Часто наименование продукта, нанесенное мелким шрифтом, не позволяет приобретателю сделать осознанный выбор. ГОСТ Р 53598-2009 регламентирует размер шрифта информации о наименовании продукта. В целом, он должен быть не менее ½ размера наиболее крупного шрифта на полосе. Для выполнения надписей на информационной полосе этикетки необходимо применять шрифт такого размера, чтобы надпись была рельефной, броской и легко различимой.
Наименование пищевого продукта должно быть понятным, конкретным и достоверно характеризующим продукт, оно должно находиться на передней стороне этикетки или на основной дисплейной полосе, а также на любой дополнительной полосе. Однако, некоторые товаропроизводители пренебрегают данным требованием нормативных документов (см. рис.6, 7,8).
В результате, торт с арахисом приобретается как торт с лесным орехом, а спред – как масло сливочное «Крестьянское»
Рис. 6.Торт вафельный «Лесной орех»
Рис. 7. Спред растительно-сливочный «Крестьянское застолье»
Рис. 8. Спред растительно-сливочный
Сегодня товаропроизводитель выпускает продукцию объемом или массой меньшей, чем той, к которой привык потребитель. Так молоко обычно выпускалось объемом 1 л. На прилавках магазинов чаще можно встретить молочную упаковку в 900 мл, 930 мл (см. рис. 9, 10). Информация о массе нетто в этом случае размещается на обратной стороне упаковки. Невнимательный потребитель приобретает указанный товар как продукт объемом в 1 л, т.к. визуально определить реальный объем для рядового покупателя очень трудно.
Рис. 9.
Рис. 10
Дизайнерское решение размещения информации о массе нетто среди прочей информации о товаре может также ввести потребителя в заблуждение относительно количества приобретаемого продукта (см. рис. 11, 12). В этом усматривается сознательное ухудшение возможности адекватного восприятия потребителями информации о товаре с целью введения в заблуждение.
Масса нетто 80 г
Рис. 11 Рис. 12
В тоже время исследование размещения информации о массе нетто на импортной продукции показало, что данные сведения наносятся на переднюю сторону упаковки (рис. 13, 14).
Рис.13 Рис. 14
Согласно ГОСТ Р 53598-2009 при указании количества продукта текст «масса нетто или объем» размещают на этикетке в качестве отдельной надписи в нижней трети основной дисплейной полосы вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки. Таким образом, информация о количестве продукта доводится до потребителя в более доступной форме.
Здесь были рассмотрены лишь некоторые, но очень важные требования ГОСТ Р 53598-2009 «Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию». Настоящий стандарт устанавливает правила этикетирования пищевых продуктов, тем самым способствует реальному обеспечению права потребителя на информацию.
Потребителю в свою очередь необходимо быть внимательным при покупке товара. В его интересах читать надписи на этикетках и принимать обоснованное решение на основе реальных преимуществ упакованного продукта.
Специалист по потребительской информации
ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан», к.фил. наук А.И. Латыпова