Отправить заявку на сертификацию, декларирование

ЗАМЕЧАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»

1 Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (далее – ТР ТС) «пустой»:

1.1 Текст имеет декларативный характер с перечислением показателей безопасности из СанПиН 2.3.2.1078-01;

1.2 По всему тексту ТР ТС отсутствуют требования к классу, типу, подтипу зерна, включая отсутствие указания их в маркировке (ст.5 п.16), несмотря на их важность при выборе зерна, особенно для производства муки, солода и т.д.;

1.3 В ТР ТС отсутствуют требования в отношении производства, хранения, перемещения, оборота зерна, требования к периодичности контроля температурно-влажностного режима хранения, вентилирования зерна, норм размещения, контролю используемых в производстве пестицидов, государственного контроля (надзора) и многие- многие другие требования;

1.4 Вместо установления четких требований, в ТР ТС сделаны ссылками на неразработанные технические регламенты Таможенного союза, а до их разработки – на национальные законодательства государств – членов Таможенного союза, например:

- Ст.5 р.4- по техническому состоянию автотранспорта, сельскохозяйственной техники, машин и оборудования по применению удобрений и средств защиты, порядок их эксплуатации;

- Ст.5, р.5 – по хранению зерна;

- Ст.5, р.16 абзац 2 – по упаковке;

или без изложения в ТР ТС требований сделаны ссылки на национальные законодательства государств – членов Таможенного союза, соответственно:

- Ст.5, р.1 – по производству зерна;

- Ст.5, р.2 –по почвам

- Ст.5, р.12 – по санитарным требованиям к крытым вагонам, хоппер-вагонам, контейнерам;

- Ст.5, р.14 – по порядку очистки, мойки, обработки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспортных средств;

- Ст.5, р.20 – по возврату, утилизации и уничтожению зерна;

- Ст.6, р.6, абзац 2 – по порядку регистрации декларации о соответствии;

- Ст.6, р.9 – по государственному контролю-надзору.

 

2 Наряду с отсутствием требований, перечисленных в п.1, в тексте ТР ТС идет лоббирование дополнительной структуры - компетентного органа государства-члена Таможенного союза, который будет участвовать в прослеживаемости передвижения зерна и его привязанности к юридическому или физическому лицу (индивидуальному предпринимателю).

Кроме того, по статье 5, разделу 17 без привлечения компетентного органа государства-члена Таможенного союза две организации, сдающие и принимающие зерно, неправомерны в двухстороннем порядке решить вопрос по приемке или возврату зерна, несоответствующего требованиям ТР ТС, включая зерно, которое может подработать принимающая зерно сторона, доведя до его кондиции, устранив содержание куколя, вязеля разноцветного, посторонних примесей, в т.ч. минеральных и др.

По ст.8, пунктам 1 и 2, вместо производителя, который в соответствии с ст.3, р.1 должен поставить зерно соответствующее требованиям ТР ТС, компетентный орган государства-члена Таможенного союза обязан принять меры по ограничению, запрету выпуска в обращение, а также изъятию с рынка зерна, представляющего опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды.

Слова «по ограничению» противоречит ст.3, р.1 и дают возможность в ограниченном количестве поставлять в обращение зерно не соответствующее требованиям ТР ТС.

 

3 Самый сложный вопрос - подтверждение безопасности зерна по остаточному количеству пестицидов (Ст.5, р.3, последний абзац) не раскрыт, хотя пестициды используются как для обработки почвы, так и для зерна, включая его протравливание фунгицидами.

3.1 Несмотря на то, что в Российской Федерации используется большое количество пестицидов для обработки полей и зерна, в приложении 1 и 2 ТР ТС включено всего 5 пестицидов. (В технический регламент Республики Казахстан, действующий в качестве альтернативного на территории РФ, включено 33 пестицида.)

3.2 Вместо того, чтобы заложить предельно допустимые уровни остаточных количеств пестицидов, применяемых для обработки зерна, в ТР ТС сделана ссылка на правила и принципы Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО, принятых по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15.04.1994г в г. Марракеш, что делают ТР ТС по этому вопросу невыполнимым. Мало знать предельно допустимые уровни остаточных количеств пестицидов, надо иметь инструментальные методы их определения.

3.3 Отсутствуют в ТР ТС требования:

- разрешения на использование пестицидов;

- организации учета вносимых в почву пестицидов (журналы, карты обработки полей и другие формы учета) ;

- обязательного наличия информации о применении пестицидов, используемых при протравливании и выращивании зерна, при его поставке и перемещении;

- проведения исследования зерна на содержание в нем остаточного количества пестицидов, указанных производителем в сопроводительных документах;

- включения в программу производственного контроля контроля остаточного количества пестицидов, используемых при выращивании.

3.4 В приложении 2 не включены перечень пестицидов и предельно допустимые уровни их остаточных количеств.

 

4 Оценка соответствия (ст.6 и Приложение 3) изложены нечетко

4.1 В Приложении 3 (схема 2 графа 2) не уточнен орган по сертификации, т.е. не указан, что это орган по сертификации систем менеджмента.

4.2 В Приложении 3 не учтены требования проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и Постановления (ЕС) Европейского парламента и Совета № 852/2004 от 29 апреля 2004г. об обязательном внедрении на пищевых предприятиях Системы качества основанной на принципах ХАССП. В ТР ТС (схема 2 графа 3) дважды указаны сертификаты системы качества, без указания системы ХАССП или системы менеджмента безопасности пищевой продукции на соответствие требованиям ИСО 22000.

 

5 Отсутствуют требования к зерну, предназначенному для приготовления продуктов детского и специального (диетического) питания (токсичные элементы, микотоксины, пестициды и другие) и требования к содержанию радионуклидов в зерне, предназначенном на кормовые цели.

 

Зам. директора

ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан»                                                                                             Л.А.Артамонова


Другие новости:
18.02.2012
С 16 по 17 февраля в Казани, в ГТРК «Корстон», проводился Всероссийский съезд органов по оценке соответствия в области технического регулирования.
11.01.2012
Обратите внимание!
09.12.2011
Семинар «Новое в законодательстве защиты потребительского рынка от некачественной продукции».
08.11.2011
Орган по сертификации продукции и услуг ЗАО «РСМЦ «Тест – Татарстан» в конце ноября проводит на своей базе бесплатные семинары с дегустацией зашифрованных образцов продукции для специалистов предприятий пищевой промышленности.
03.11.2011
ЗАМЕЧАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции»
18.10.2011
18 октября 2011 года в ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан» состоялся семинар на тему: «Требования к сертификации продукции в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».

Все новости